Мастерская для ДВФУ или кто и что будут строить на Дальнем Востоке

Предложение  по  созданию
 архитектурно-строительной мастерской 
при Инженерной школе  Дальневосточного федерального университета

 Сын человеческий, ты принадлежишь к упрямому роду, который имеет глаза, чтобы смотреть, но ничего не видит, имеет уши,чтобы слушать, но ничего не слышит.                                                                         (Книга Пророка Иезекииля, 12, 2)

Я предлагаю  вариант создания учебной материальной базы Инженерной школы, которая позволит на уровне, востребованном сегодня на рынке труда, начать процессы практического обучения будущих архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, инженеров строителей. Но смысл слова  инновация, затертое ныне до абсурда, в полной мере присутствует в каждом пункте моего проекта.


Когда то нас учили, что инновации, это не производство каких-то, может быть, даже действительно очень высокотехнологичных продуктов, а это все же есть процессы, происходящие в экономике. И прежде всего, это процессы, ведущие к более высокой производительности труда, ускорению темпов роста экономики, повышению ВВП на каждую душу … созданию новых производственных мощностей по производству потребительских товаров, созданию, внедрению  новых технологий в ту же строительную отрасль… И это важнее десятка сколково. Для этих процессов нужны инженерные кадры.

Сам по себе, любой, даже суперинновационный продукт не запускает ни одного даже простенького процесса в экономике. В стране нужны условия для потребления этих супер-пупер инновационных продуктов, а затем и прогрессирующие потребности на них – но для этого нужна работающая экономика с благоприятными условиями развития бизнеса. Будут власти развивать эти условия, Россия станет привлекательной для развития бизнеса, в которой  потребности предпринимателей создадут спрос на инновации.

Это определение можно спокойно перефразировать и  для ДВФУ.


Мой вариант мастерской/предприятия – это, прежде всего, создание доступных и современных условий для формирования созидательного мышления у будущих инженеров. Да, мастерская подразумевает производство и сбыт продукции. В плане самоокупаемости и самофинансирования. Студенты тоже смогут продавать свои работы. И научные разработки в области архитектуры и дизайна, и новые строительные материалы выращенные в мастерской найдут дорогу на рынок. Как это делается  вокруг в мире.


Являясь структурным подразделением университета,  мастерская объединит учебную, научную и производственную деятельность в интересах углубленного практического изучения студентами  градостроительства и архитектуры, дизайна, химических и энергосберегающих технологий, появятся уникальные возможности для научной работы.


И мастерская будет бесплатно предоставлять всем студентам университета возможности практически работать в области проектирования, моделирования и строительства уникальных энергоэффективных зданий и сооружений, объемных пространственных и купольных конструкций на основе параметрического моделирования, а также проводить весь спектр научно-практических изысканий в области материалов, пригодных для современного строительства в природно-климатических условиях морского  региона и в странах АТР.


Это мое главное желание и задача. Пусть в кампусе бассейн за деньги, пусть фитнес клуб за деньги, но вот желание/возможность прийти в мастерскую и работать/творить, совершенствоваться в профессиональном мастерстве и творчестве, постигать и двигать науку – все это  должно быть бесплатным. Для всех студентов и соискателей научных степеней.

Мастерская даст возможность приглашать с лекциями и мастер-классами знаменитых архитекторов, дизайнеров, проектировщиков.



Прописные истины гласят, что подготовка  будущих инженеров,  способных решать глобальные проблемы в области архитектуры, дизайна,  строительства, экономии энергии и ресурсов, неразрывно связана с изучением новейших технологий.


Но чтобы получить ориентацию на достижение научной и инновационной продуктивности инженерной мысли, научиться моделировать какие либо системы, надо сначала познать базовые технологии настоящего и прошлого, основные методы проектирования, прописные истины сборки и строительства инженерных систем. Собственно, поиск оптимального, конструктивного решения любого сооружения всегда начинается с информационного багажа о возможных конструктивных вариантах системы, уложенного в процессе обучения  в голову инженера, архитектора, дизайнера, проектировщика.



Откровенная заинтересованность, любознательность и инициативность, возможность реализовать свои первые творческие замыслы, увидеть и потрогать руками свою будущую работу  – вот очевидные показатели процесса развития студента, которые реализуемы в условиях мастерской.


Мастерская переориентирует самостоятельную работу студентов с традиционного натаскивания на определенные знания - на развитие потребности внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста,  предоставив потенциальную возможность индивидуальной траектории  развития каждой личности. Знания должны материализоваться на глазах и собственными руками – вот путь к творчеству, к мастерству, к совершенствованию себя, профессии, предмета.


И первый простой вывод:

Если ДВФУ имеет цель войти в десятку лучших учебных заведений мира, ему необходимо создавать подобные мастерские/предприятия, имеющие  педагогически организованный процесс развития практических навыков обучаемого по основным дисциплинам.

Теперь о том, почему и что я предлагаю изучать, познавать, совершенствовать в мастерской.

 

Мировые перспективы завтрашнего архитектурного стиля – пространственные, купольные здания и сооружения, которые демонстрируют не только неограниченную свободу формообразования, конфигурации, выразительности силуэта, но так же высочайшую энергоэффективность и ресурсосбережение.


Богатство пластики наружного объема и внутреннего пространства куполов, позволяют решать практически любые объемно-композиционные задачи, в которых пространственный каркас решает не только функционально-утилитарную задачу перекрытия пространства, но и является формообразующей композицией всего сооружения. Без прямого угла и далеко не по прямой…

Теперь к практике строительства, развитие которого в мире идет по пути экономически эффективных, надежных, технологичных конструкций, обеспечивающих универсальность планировки и многофункциональность зданий. А это все чаще пространственные большепролетные конструкции, различные плоские складчатые покрытия, своды, оболочки, купола, перекрестно-ребристые покрытия, стержневые конструкции, пневматические и тентовые конструкции. С ними и работают сегодня все маститые (и не очень) архитекторы и строители в мире.

Ибо с этими системами и с их совершенствованием/развитием всегда была связана их мечта - покорить пространство, перекрыть максимально большую площадь, найти целесообразную форму, максимально снизить вес, вычислить оптимальные  условия  распределения нагрузок, (что я и предлагаю делать  в условиях мастерской).

 

Наличие для  пытливых умов в ДВФУ реальной возможности соединять теорию с практикой приведет к открытию новых материалов и невиданных ранее потенциальных возможностей пространственных конструкций.

Знание математических законов формообразования давно позволило делать сложные геометрические построения (парабол, гипербол, и т.д.), с использованием принципа произвольного плана. А сегодня цифровое параметрическое моделирование и проектирование, как уникальное пересечение математики, геометрии, скульптуры объемов, архитектуры, стали незаменимыми в архитектуре, машиностроении,  судостроении, строительстве. Параметрика стала основой для их дальнейшего развития и уже невозможно конкурировать в современной авангардистской среде без освоения и продвижения параметрических систем.


Сегодня все еще используют понятие отрасль для характеристики того или иного предприятия, что, на мой взгляд, является недостаточным. Необходимо использовать понятие специализация, которое ближе к понятию технология и более независимое от понятия продукт.

Цеха предлагаемой мастерской будут разделены по технологиям и материалу, применяемому для изготовления большепролетных и пространственных безопорных конструкций:

цех по работе с деревом и его производными, включая пластики, картон и бумагу;

цех по производству шаростержневых конструкций и различных коннекторов из металла и его сплавов;

цех по работе с бетоном, фибробетоном, железобетоном и их смесями.


История человеческой цивилизации - это история экспериментов человека со строительными материалами и конструкциями. Подбирая разнообразные их сочетания, он стремился с минимальными затратами добиться максимального эффекта.

Создание мастерской в ДВФУ – это предоставление возможностей нынешнему и будущим поколениям студентов продолжить отечественную историю со строительными  экспериментами и материалами на самом современном уровне. Стране нужны не только квалифицированные прорабы, но и свои Н. Гримшоу, свои школы и направления в современной архитектуре.


Цена вопроса:

1.  создание производственной материальной базы – 50млн.руб.

2.  строительство мастерской с выставочными залами – 65-70млн.руб.

3.  срок строительства – 6 месяцев, срок ввода в строй + 3 месяца.

4.  штатная численность мастерской – 46 человек.


А.П. Мацко

19.08.2012г.

Предложение передано ректору ДВФУ Сергею Владимировичу Иванец, он после назначения на  должность говорил:Университет переходит к новому этапу своего развития, задача которого - превратить ДВФУ в крупнейший на Дальнем Востоке образовательный, исследовательский и инновационный центр, привлекающий к себе талантливую молодежь, научную среду, высокотехнологичный бизнес из России и из-за рубежа.